Вторник, 13.11.2018, 07:25
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Структура и органы управления
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Платные обр.услуги
Вакантные места для приема (перевода)
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Система ротации
 
Электронный журнал
Список команд
О гимназии
Летняя комп. школа
Поиск по сайту

Учебный план на 2015-2016 учебный год

Учебный план на 2014-2015 учебный год подробнее

Пояснительная записка

         Учебный план гимназии носит интегративно-гуманитарный характер. Центральной идеей учебного плана гимназии является сочетание целей участников образовательного процесса, общества и государства в области образования, культурно-национальных, региональных запросов, социального заказа родителей, дифференциации образовательного процесса, реализации личностно-ориентированной системы обучения.

           Основная цель и задачи гимназии:

В гимназии как инновационном образовательном учреждении обеспечивается «изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,  утверждена указом Президента Российской Федерации от 04 февраля 2010 года  Пр. – 271) .

Согласно ст. 12 Устава  основные цели и задачи муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия № 21 (далее по тексту «гимназия») следующие:

 -формирование к концу 11 класса компетентной личности, способной в дальнейшем к непрерывному образованию, к активному творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности;

-осуществление образовательного процесса на принципах непрерывности уровневой и профильной дифференциации в соответствии с реализуемой гимназической образовательной программой;

-создание благоприятных условий для развития индивидуальных способностей каждого обучающегося, сохранения и укрепления его духовного и физического здоровья;

-формирование у обучающихся потребностей к саморазвитию, самообучению и самовоспитанию, подготовка их к творческой и исследовательской деятельности в различных областях наук;

-осуществление интеллектуального и нравственного развития каждой личности средствами гуманитаризации образования.

При составлении учебного плана учитываются дифференцированный и индивидуальный подходы, что  создает условия для фундаментального усвоения базового компонента образования, и позволяет удовлетворить в значительной степени образовательные запросы обучающихся и их родителей.

Учебный план МБОУ Гимназия № 21 разработан на основе федеральных нормативных правовых документов:

ü Конституция Российской Федерации (ст.43);

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от » 27.12.2012 г.    №  273-ФЗ);

ü Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г.  № 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;

ü Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22.12.2009 г.            № 15785);

ü Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г.  № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г.   № 373 (регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г.)

ü Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;

ü Приказ Минобрнауки РФ от 23.12.2009 г.  № 822 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год»;

ü Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г.  № 373 (регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г.)

ü Приказ Минобрнауки РФ № 74 от 01.02.2012 г. « О внесении изменений в базисный учебный план 2004 года»

ü Приказ Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в государственный образовательный компонент начального, общего и среднего образования»»

  • Приказа Министерства общего и профессионального образования РО № 226 от 21.03.2012 г  «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2012-2013 учебный год».

ü Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 г. № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».

ü Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения Гимназия № 21.

 Учебный план  МБОУ Гимназия № 21 фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения); распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

В ходе освоения образовательных программ начального общего образования формируется внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося 1- 4 классов::

-система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

-универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

-познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

-формирование гражданской идентичности обучающихся;

-приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;

-готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;

-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

-личностное развитие обучающихся в соответствии с его индивидуальностью.

Содержание образования на этой ступени реализуется на преимущественно за счет учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и предметные достижения в рамках ФГОС.

Учебный план 1-4 классов ориентирован на 4-х летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Учебные занятия в 1 классе проводятся по 5-дневной учебной неделе только в первую смену. Режим работы в 2-4 классах по пятидневной неделе. Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 31 учебную неделю и 2 дня; для обучающихся 2-4 классов – 33 учебные недели и 2 дня.

Учебный план I ступени обучения определяет общий объём нагрузки обучающихся и максимальный объём  их аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). В учебном плане выделены: «Русский язык», «Литературное чтение»; «Математика»; «Обществознание и естествознание»; «Искусство»; «Технология»; «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики».

Комплексный учебный курс «Основы религиозных структур и светской этики» (ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 4 классах.

Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах изучается по 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

Иностранный язык в гимназии  изучается  со 2 класса, для чего по учебному плану гимназии определено по 2 часа во 2-4 классах.

Предметная область «Математика и информатика» во всех классах представлена предметом «Математика». Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» с целью обеспечения всеобщей компьютерной грамотности.

Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура» и изучается с 1 по 4 классы по 3 часа в неделю с целью увеличения объема двигательной активности обучающихся, совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. При проведении уроков физической культуры  используется  спортивное сооружение учреждения дополнительного образования – городской плавательный бассейн.

Региональный учебный курс ОБЖ в 1-4 классах входит модулем в ряд  предметов: окружающий мир, физическую культуру, ИЗО и технология.

Таким образом, учебный план  начальной школы при пятидневной рабочей неделе выглядит следующим образом. (См. Учебный  план I ступени обучения)

 

 ОСНОВНАЯ ШКОЛА

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся  - формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности, к развитию творческих способностей.

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения на третьей ступени общего образования или в учреждении среднего профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего общего образования, подготовки обучающихся к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. 

Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года составляет: 5 классы – 33  учебных недели и 2 дня;  6, 7, 8 классы – 33 учебных  недели и 1 день, 9 классы – 32 учебных  недели и 2 дня.   Продолжительность урока – 45 минут.

МБОУ Гимназия № 21 реализует на основной ступени обучения БУП-2004.

С целью развития основ читательской компетенции, овладения чтением как средством, совершенствования техники чтения в 6 классах учебный предмет «Литература» (2 часа в неделю) укреплен дополнительным часом из вариантной части учебного плана.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе (1час в неделю), в 9 классе (2 часа в неделю). С целью совершенствования ИКТ-компетентности обучающихся для решения учебных задач  изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» начинается с 6 класса (1 час в неделю).

Учебный предмет «Обществознание» изучается с 5 класса по 9 класс (по 1 часу в неделю).                

 Учебный предмет «Технология» изучается с 5 по 7 класс по 2 часа, а в 8 классе – 1 час в неделю. Часы технологии в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для подготовки обучающихся по предмету «Черчение». Выбор предмета «Черчение» продиктован современной действительностью. В последнее время одними из приоритетных направлений при выборе профессиональной карьеры стали дизайн-проектирование и архитектурное проектирование. Развитие этих направлений невозможно без знания графического языка, отображающего художественный образ, созданный дизайнером, архитектором в техническом проекте. Предмет «Черчение» обеспечивает графическую подготовку гимназистов. Этот предмет формирует, развивает и систематизирует пространственные представления обучающихся в процессе изучения трехмерных объектов и получения графических знаний о методах и правилах отображения информации. Не менее важное значение имеет черчение для формирования логического, абстрактного и пространственного мышления обучающихся в процессе оперирования пространственными образами плоских и объемных предметов, решения графических задач с конструкторским и проектным содержанием.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются в объеме 1 часа в неделю как инвариантная часть учебного плана с 5 по 9 класс.

Основные учебные предметы дополнены за счет вариативной части учебного плана элективным курсом: «Культура речи»  в 6, 7 и 8  классах  (1 час в неделю); «Наглядная геометрия»  в 6 классах (1 час в неделю); в  8-х классах введен на изучение элективного курса «Государство и государственное право» для подготовки и создания условий для осознанного выбора обучающимися  профиля обучения  на третьей ступени обучения.

Учебная нагрузка каждого обучающегося состоит из часов, отведенных на базовый компонент с учетом специфики гимназического обучения и из часов компонента образовательного учреждения. В сумме она не превышает для обучающегося максимального объема обязательной нагрузки.

Таким образом, учебный план 5-9 классов при 5-ти дневной учебной  неделе в параллели 5 классов и 6-тидневной учебной неделе  в 6-9  классах выглядит следующим образом: (См. Учебный план II ступени обучения).

 

СТАРШАЯ ШКОЛА

Среднее  общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей реализуется за счет введения профильного обучения, в основе которого лежат принципы дифференциации и индивидуализации образования в соответствии с личными интересами, особенностями и способностями обучающихся  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. № 2644).

Учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-х летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования. Продолжительность учебного года составляет: 10  классы – 33 учебных  недели и 1 день, 11 классы – 32 учебных  недели и 2 дня.    Продолжительность урока – 45 минут.

В учебном плане гимназии на 2014-2015 учебный год представлены профили: гуманитарный, социально-гуманитарный, социально-правовой, филология+ история.  Учебный план профильных классов составляют обязательные предметы на базовом уровне (инвариантная и вариативная часть федерального компонента), предметы профильного уровня и компонент образовательного учреждения.

Социально-правовой профиль (10  -А класс):

В учебном плане 10 «А» класса сохраняется в необходимом объеме содержание для обеспечения базового стандарта образования. Вариативная часть базового уровня федерального компонента представлена:

информатика и ИКТ –  1 час

география – 1 час

физика – 2  часа

биология –  1 час

 химия –  1 час

МХК -  1 час

На профильном уровне изучаются предметы: «Литература» – 5 часов, «Право» – 2 часа. Учебный предмет «История» изучается в качестве двух отдельных обязательных учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» на профильном уровне (итого- 4 часа).

Компонент образовательного учреждения используется для расширения содержания образовательных программ по учебным предметам федерального компонента, для организации проектной деятельности, для введения отдельных профильных и элективных курсов и представлен следующими  элективными курсами:

«Анализ текста. Теория и практика»  - 1 час

«Решение уравнений и неравенств с параметрами» - 1 час

Гуманитарный профиль (10 – Б  класс):

В учебном плане 10-го «Б» класса сохраняется в необходимом объеме содержание для обеспечения базового стандарта образования. Вариативная часть базового уровня федерального компонента представлена:

информатика и ИКТ –  1 час

география – 1 час

физика – 2 часа

биология – 1 час

химия – 1 час

МХК -  1 час

На профильном уровне изучаются предметы: «Литература» – 5 часов, «История» – 4 часа. Учебный предмет «История» изучается в качестве двух отдельных обязательных учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» на профильном уровне (в сумме – 4 часа).

Компонент образовательного учреждения используется для расширения содержания образовательных программ по учебным предметам федерального компонента, для организации проектной деятельности, для введения отдельных профильных и элективных курсов и представлен следующими элективными курсами:

«Тайны текста. Теория и практика написания сочинений» - 1 час

«Жанровое многообразие публичной речи»  – 1 час

«Решение уравнений и неравенств с параметрами» - 1 час

 Социально-гуманитарный профиль (11-А класс):

В учебном плане 11–А класса сохраняется в необходимом объеме содержание для обеспечения базового стандарта образования. Вариативная часть базового уровня федерального компонента представлена:

информатика и  ИКТ –  1 час

география –  1 час

физика – 2 часа

биология – 1 час

химия – 1 час

МХК -  1 час

На профильном уровне изучаются предметы: «Литература» – 5 часов, «Обществознание» - 3 часа. Учебный предмет «История» изучается в качестве двух отдельных обязательных учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» на профильном уровне (итого – 4 часа).

Профиль  «Филология + история»  (11-Б класс):

В учебном плане 11-Б класса сохраняется в необходимом объеме содержание для обеспечения базового стандарта образования. Вариативная часть базового уровня федерального компонента представлена:

информатика и  ИКТ –  1 час

география –  1 час

биология –  1 час

химия –  1 час

физика – 2 часа

МХК -  1 час

На профильном уровне изучаются предметы: «Русский язык» – 3 часа, «Обществознание» – 3 часа. Учебный предмет «История» изучается в качестве двух отдельных обязательных учебных предметов «История России» и «Всеобщая история» на профильном уровне (итого – 4 часа).

Компонент образовательного учреждения используются для расширения содержания образовательных программ по учебным предметам федерального компонента, для организации проектной деятельности, для введения отдельных профильных и элективных курсов и представлен следующими  элективными курсами:

 «Решение уравнений и неравенств с параметрами» - 1 час  

 «Комплексный анализ текста»   - 1 час

Учебный план МБОУ Гимназия № 21 даёт возможность определиться в своей образовательной стратегии, осуществляет основные направления в образовательной подготовке обучающихся согласно федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Реализация данного учебного плана предоставляет возможность всем обучающимся получить базовое и профильное образование, позволяет удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы обучающихся, то есть  достигнуть целей образовательной программы гимназии. Учебный план 10-11 классов при 6-ти дневной учебной  неделе выглядит следующим образом: (См. Учебный  план III ступени обучения).